Не хочу грустить!
Есть у людей эмоции, и они зачем-то нужны. Зачем? Большинство эмоций связано с определенным действием, они нас подталкивают поступить так или иначе, дабы избежать неприятностей. Мне страшно — я хочу убежать, злюсь — напасть, стыдно — спрятаться.
Но не все эмоции подразумевают активное действие. Есть ряд состояний, которые можно просто принять и переживать их. Например, грусть. Зачем мне вообще такая штука, как грусть? То ли дело злость. Если меня бесит мой коллега, это значит, что у меня с ним неразрешенные проблемы (он делает что-то, чего делать не должен (по моему мнению), или напротив, не делает то, что надо). И чем больше проблема, тем сильнее я злюсь. На энергии этой злости я могу (наконец-таки!) взяться за решение ситуации. Могу нажаловаться начальству, объясниться с этим коллегой или просто начистить ему рыло. Если все пройдет удачно, я испытаю удовлетворение. Могу, конечно, оставить проблему с коллегой и просто стравливать пар, ссорясь с женой или срываясь на ребенка. Злость поубавится, но ненадолго. И рано или поздно мне придется признать, что проблема не в них, и обратить внимание на коллегу.
Со злостью все ясно. А зачем мне грусть? Грустью сопровождаются переходные состояния, когда я пытаюсь привыкнуть к новому порядку вещей. Мне грустно, когда в моей жизни происходит что-то неприятное, на что я толком не могу повлиять, и мне остается принять, что жизнь изменилась. Утеря любимой шапки, расставание с любимым или смерть кого-то из близких, для осознания всего этого требуется время, для чего-то хватит и получаса, для другого и месяца будет мало. Потому как понять умом, что, скажем, моя подруга детства умерла, это одно, а вот принять, что ее больше нет, что я не могу к ней обратиться в тяжелой ситуации, что не могу с ней поделиться радостью, не могу…ничего не могу, ровным счетом ничего, тут одного понимания мало. И нужно много времени, чтобы с этим смириться.
Хорошо и полно прожитая грусть приводит к принятию нового порядка вещей, когда событие более не тревожит человека. Можно, конечно, грусть не проживать, т.е. пытаться не грустить, да и вообще поменьше думать об этом. Процесс все так же будет идти, но чуть медленнее, и волнами будут накатывать неприятные или тревожные мысли, иногда очень не к месту. Ну а ежли постараться очень сильно, и вообще процесс обрубить на корню, тогда можно законсервироваться в состоянии своего рода отрицания. Классический пример этого — расставание с человеком, с которым в отношениях уже целый месяц/год/20 лет. Вроде расстались, но «я не хочу жить прошлым, я не буду думать о нем (ней), я ж живу дальше». И не грустно вовсе. Только нет принятия факта, что все, отношения закончились. И вот 5 лет спустя выплывет этот товарищ (товарка) из тумана, поманит пальцем, и все по новой. И те же грабли. Зато не грустно.
Помните сериал Друзья, когда Чендлера бросила Дженис, и он сидел на диване, слушал грустную музыку и тихонько подвывал? Зато время спустя в аэропорту он свинтил в Йемен (Оман? я не помню) лишь бы не начинать все опять.
Так что вот эта самая грусть (И не только грусть, сюда же сожаление (думал будет хорошо, вышло не очень), разочарование (думал он хороший, оказался так себе) и даже радость (боялся не получится, а получилось)) — это и есть путь вперед. Вернее, это остановка для того, чтоб сориентироваться в жизни и двигаться дальше, а не переть выбранным когда-то давно курсом не взирая ни восьмой десяток бесполезно набитых шишек.