Наблюдая в разгар пандемии по телевизору 15 раз в день, как дурачок с первого канала с микрофоном бегает по полупустынным улочкам Москвы и пристает к немногочисленным людям с вопросом, почему те не сидят дома и неужели они не чувствуют свою ответственность, я вспомнил как на одном сайте писал про дорогую нашим сердцам Елену Малышеву с ее методами воспитания. Пришло время поделиться, я считаю.
А вот и сам пост:
Очаровательная в своей непосредственности Елена Малышева снова взялась за старое. На этот раз она активно включилась в борьбу со «снюсом» (вид бездымного табака). В своей передаче она вывела перед полным залом и прицелом телекамер пять подростков в возрасте от 14 до 19 лет и стала допытываться у каждого, почему он начал употреблять эту штуку, и почему бросил, всячески комментируя ответы растерянных мальчишек:
“Что, появились язвы на деснах? Какое счастье, что появились, зато не умер”
“До этого баловался сигаретами? Вот тебе по лбу за это (бьет парня по лбу), у меня два сына, я тебя насквозь вижу”
“Заплохело? Будешь знать, как пробовать всякую дрянь. Мой сын однажды напился, ему было плохо. Так я сказала, не буду помогать, пускай помучается”
“Ну ты же уже взрослый (наставительным тоном), должен же понимать”
“Вот я никогда не пробовала наркотики, не курю, не пью”
Красной нитью через все эту экзекуцию на разные лады проходила набившая оскомину мысль «все пробовали, и ты тоже? А если все с моста прыгнут?», ну и что-то там еще про стадный инстинкт (слово стадо и его производные было повторено далеко не один раз).
Т.е. по сути Елена Васильевна стыдила всеми способами несчастных подростков. И она не уникальна в своем подходе к взращиванию молодого поколения – воспитание через стыд вообще штука распространенная и любимая многими родителями. Вот только что имеем на выходе?
А на выходе имеем сначала детей, потом подростков, а потом и взрослых людей, очень чувствительных к стыду. В свою очередь, стыд – это не что иное, как переживание социальной неприемлемости того, что я делаю/каким являюсь, т.е. это то самое чувство, которое заставляет нас подстраиваться под среду, что называется «не отсвечивать». Это его функция №1. Стыд даже больше, чем страх, формирует в нас конформность.
Поэтому вполне обычная ситуация, когда ребенок ведет себя дома как паинька, а потом выходит в люди (обычно это средняя школа) и понеслась. И не потому, что он такой хулиган, просто в его новой компании так принято, и он, все еще будучи паинькой, подстраивается под эти правила. Все пьют, и мне надо. Все курят, я тоже должен. Все будут с моста прыгать… Помните, как в Докторе Живаго молодые солдатики стеснялись спрятаться за деревом, из-за которого можно было бы продолжать бой, и открыто шли на врага? Погибли до единого. Так что если все будут прыгать с моста, то подросток, привыкший с детства слышать фразу «Как можно таким быть?» вполне может сигануть тоже, лишь бы не слышать ее еще и от своих товарищей.
Разумеется, в процессе взросления ребенок не один раз испытает стыд, это нормально. Но если родители используют это как основной инструмент в воспитании (а то и единственный), то что удивляться, что он потом не может «своей головой думать».